Девушка идет по Невскому проспекту. Через плечо болтается сумка, на лямке которой большими белыми буквами написано: «Комсомольская правда». Поднимает вверх фотоаппарат, щелкает старинные дома. Невский переполнит туристами, которые роются на ярких прилавках со значками, календарями…
Проходит мимо книжного магазина. На витринах рекламируются книги Марининой, Донцовой.
Щелкает Казанский собор, Спас на Крови, Михайловский замок.
Она сворачивает во двор. Пятиэтажные полуразваленные дома, покрашены в грязно – желтый цвет. Краска кое-где отбита и видны кирпичи. Многие окна домов раскрыты, а на некоторых нет даже занавесок.
Между деревьями натянута леска и висит серое белье, с которого капает вода.
Девушка подходит к лавочке, без двух деревянных панелек. Нагибается, трогает их, аккуратно. Достает из сумки бутылку, открывает, пьет.
Достает фотоаппарат, начинает снимать обстановку этого двора. На середине стоит большой зеленый контейнер, с надписью: «Отходы».
Вокруг помойки бегают дети, отнимая друг у друга игрушки. Две облезлые дворовые кошки сидят на краю контейнера, облизывают лапы.
На соседней лавке - три старушки. Одна щелкает семечки, вторая вяжет, а третья дремлет, прижав к себе книгу в мягком переплете.
К тротуару подъезжает белый джип. Из него выходит толстый мужчина, с большими пакетами мусора.
Мужчина подходит к контейнеру, и кидает его. Кошки разбегаются, а мешок, разрываясь, опускается на дно помойки.
Мужчина смотрит на свои ладони, подносит к носу, морщится. Начинает рыться по карманам, и поднимать то, что у него выпадает: серебреная зажигалка, скомканные зеленые бумажки.
Подняв все, приподнимается, достает из кармана рубашки белоснежный платок с золотой тесьмой по бокам, вытирает руки и идет к машине.
Бабушки встают, идут к помойке. Девушка фотографирует старушек.
Мужчина резко разворачивается, идет обратно к контейнеру, останавливается возле него, смотрит на свой платок. Потом машет на него рукой и выбрасывает в помойку.
Бабушки идут обратно к скамейке, одна грозит ему кулаком, вторая грызет семечки, третья садится на лавочку, начинает быстро вязать, сквозь очки, глядя на мужчину.
Девушка фотографирует.
Мужчина садится в машину, уезжает.
Бабки, толкая друг друга, бегут к контейнеру. Начинают раскидывать содержимое, отнимая друг у друга то бутылку из-под пива, то хлеб, то дощечки. Девушка фотографирует их.
Бабушки, набрав то, что им было нужно, расходятся в разные стороны. Улыбаются, рассматривают пакеты.
Девушка опять фотографирует их, встает, убирает фотоаппарат и, озираясь, подходит к контейнеру.
Спрятав руки за спину, встав на мысочки, заглядывает в помойку: помидоры, хлеб с плесенью. На самой дне валяется книжка. Она раскрыта на странице: Максим Горький. На дне… Девушка качает головой, улыбается, достает фотоаппарат, щелкает.
Девушка идет по Невскому проспекту, рассматривая старинные дома. Проходит мимо книжного магазина, поджимает губы, улыбается и прижимает к себе потрепанную книгу, с названием: Горький. На дне…
Неопрятная коммунальная комнатка. На огромном ярко-оранжевом кресле сидит длинноволосая девушка наклонясь над тетрадкой с молниеносной скоростью пишет что-то.
Стук в дверь. Дверь со скрипом открывается. В щелку просовывается кудрявая
голова.
- А это ты, Митя? Заходи! – приподняв на мгновение голову, говорит
девушка.
- Кто же еще к тебе
в десятый раз придет? - удивленно отвечает парень, осматривая себя в зеркало. –
Конечно я!
Девушка закрывает левым указательным пальцем руки ухо.
- Дай почитать? – произносит парень. – Дай свою чушь!
Девушка отрывается на мгновение от письма и протягивает парню ярко
– оранжевую папку альбомного формата.
Тишина. Тикают ходики. Девушка еще больше склоняется над тетрадкой.
Митя сидит на полу возле кресла, выражение его лица заносчивую улыбку.
- Держи! – кидает Митя ей на колени папку.
- Чушь! Я уже тебе сказал! Совершенно неинтересно, просто ничего в
жизни не умеешь, вот и пробуешь писать.
Девушка резко вскакивает, кидает папку на пол. Подходит к двери,
открывает ее.
- Уходи, облезлый! – кричит девушка!
- Кто облезлый? – спрашивает Митя.
- Ты облезлый! – отвечает девушка.
- Ведьма!
- Лапша кудрявая! – обороняется девушка.
- Дура страшная! –
- Что? – спрашивает девушка. Подбегает к зеркалу, смотрит на свое
отражение.
- В этом ты ошибаешься! – говорит девушка. – Я красивая!
- Зеркало у тебя кривое! – пикает парень, уходит за дверь.
Девушка сидит на кресле, нервно перебирает папку.
- Сам ты чушь! – бормочет себе под нос. – Бессердечный!
Стук в дверь. Дверь со скрипом открывается, в щелку просовывается
кудрявая голова.
- Давай попробуем еще раз! – говорит Митя, входя в комнату.
- Давай! Раз- раз… - начала девушка. – А это ты? Проходи, Митя! –
приподняв на минуту голову, отвечает девушка.
- Я? Да я! Дай почитать свою чушь! – сажаясь на пол возле кресла,
говорит Митя.
Девушка протягивает ему оранжевую папку, наклоняется над тетрадкой и
опять пишет что-то.
- Держи! – говорит Митя, протягивая девушке папку.
- Понравилось? – спрашивает девушка.
- Да, но не очень. Хотя на десятый раз это не чушь, а обыкновенная
бездарность. – Отвечает Митя.
- Убирайся, сосиска! – кричит девушка.
- Кто сосиска? – спрашивает Митя.
- Ты сосиска! – отвечает девушка.
- А ты толстая сарделина. – защищается Митя.
- Кто? Я? – говорит девушка, плюхаясь на кресло. – Ну и что, что
толстая!
Девушка сгибает ноги в коленях, кладет голову лбом на них,
всхлипывает.
- Ну не сарделина, ну прости! – виноватым голосом говорит Митя, чеша
рукой затылок.
- Ненавижу тебя! – рыдающим голосом отвечает девушка.
- И я тебя люблю! – опуская голову в пол, отвечает парень.
Девушка сразу поднимает голову на него.
- Ты что, кудрявый, того? – смеясь, спрашивает она. – Заговорился?
Парень выбегает из комнаты, хлопая за собой дверью.
Длинный коридор, занавешенный рухлядью: велосипеды,
санки, мешки. Парень быстро пробегает по коридору до последней двери, открывает
ее, скрывается за ней.
Парень лежит на раскладушке, смотрит в потолок. На потолке висят
самодельные пластмассовые вертолеты.
Стук в дверь. Скрипит дверь, в щелочку просовывается голова девушки.
- Давай еще разочек?
Парень приподнимается над кроватью.
- А это ты? Света, проходи! – говорит парень.
- Сыграй для меня песню! – говорит девушка, протягивая гитару.
Парень играет песню «дождь», Петлюры, явно фальшивя.
- Ну, как? – спрашивает парень.
«Ужасно» - думает девушка.
- Самый лучший вариант этой песни! Поздравляю! – отвечает она ему.
- Врешь, лгунья! – кричит парень.
- У тебя на ушах слоны висят! – отвечает девушка.
- Ненавижу тебя! – кричит парень.
- И я тебя люблю! – отвечает девушка….
Летний день. Большие часы с белым циферблатом показывают тринадцать часов. Полупустой перрон Ярославского вокзала. Маленькие кучки народа с цветами и без. Из разных палаток слышится музыка, перебивая друг друга, сливается в гам.
Сквозь музыку слышится гудок паровоза, к перрону подъезжает поезд. Толпа заполняет перрон. Слышится радостный смех, громкие возгласы приветствия.
Перрон пустеет. Из последнего вагона медленно, оперясь на палку, выходит старичок, в черном длинном плаще, черной шляпе, в руках большая красная гармонь. За ним, на поводке плетется рыжая дворняга.
Он оглядывается по сторонам, смотрит на небо, громко вздыхает, время от времени достает из чемодана флягу, пьет. Сливается с толпой.
Возле перехода плачет девочка (на вид семь лет, на ней кожаный костюм), уткнувшись в девушку. (Девушка в короткой мини-юбке. У нее ярко накрашенные губы)
- Я хочу быть певицей! Певицей!!! Не пойду домой, домой не пойду. Я хочу петь! – кричит девочка, ударяя кулачками девушку.
- Нет, мы пойдем домой! – сухо произносит девушка, берет девочку на руки.
Девочка оглядывается вокруг себя.
- А у нее вместо волос парик!!!! Парик!!! – кричит девочка, показывая пальчиком на девушку.
Люди оборачиваются в ее сторону, оглядывают.
- Молчи, дура! – цыкает на девочку девушка, оборачиваясь и улыбаясь людям.
- ОП! – девочка снимает парик и кидает его на дорожную часть.
Девушка опускает девчонку и бежит на дорогу….
Девочка смеется, и медленно ступая, идет спиной в толпу. Резко разворачивается и бежит.
Идет мимо палатки. Останавливается. Продавец – грузин делает шаурму, улыбается девочке.
- Дай воды! – говорит девочка ему, ставит руки в боки.
Грузин усмехается, наклоняется к прилавку.
- А деньги – то у тебя есть, чтобы заплатить мне?
Девочка выворачивает пустые карманы, цокает язычком и отрицательно мотает головой.
- Денег не дашь, воду не получишь! – проговаривает грузин и смеется.
Девочка отходит от палатки, идет, пинает коробочку, шепчет себе под нос:
- А ты налей и отойди, но только громко не кричи. – Смеется.
Ударяет по коробочке, она возвращается к ней обратно.
Девочка приподнимает голову, ставит руки в боки.
Перед ней стоит старик с гармошкой, возле него бегает рыжая собака.
- Ты это чего старый? – пищит она.
Тут ее взгляд падает на гармошку старика.
- Ладно, отдай гармошку, и мы разойдемся! – проговаривает опять девочка, подходит ближе.
Старик опускается на корточки, гладит собаку.
- А зачем тебе гармошка? – спрашивает он.
- Я хочу быть певицей, и мне нужен инструмент. - Говорит девочка, протягивая руки к гармошке.
Старик прячет ее за своей спиной.
Девочка поджимает губки, вздыхает.
- Ты играешь? – спрашивает она тихим голосом.
- Да. – Отвечает он. – А она – танцует! – договаривает старик, указывая на собаку. Рыжик встает на задние лапы и начинает вертеться.
- Тогда пошли, а я буду петь! – радостно хлопая в ладоши, отвечает девочка и берет старика за руку.
- Да у меня уже есть певица! – говорит старик, чешет бороду.
Девочка отворачивается, притворно хнычет.
Старик переглядывается с собакой, которая мотает хвостом и скулит.
- Ну ладно, пошли, чего нить придумаем! – отвечает старик. Обнимает девочку.
Они идут по – направлению к переходу.
- Нет, туда не пойдем…. Меня там засада! – проговаривает девочка, разворачивается в другую сторону.
Старик пожимает плечами и идет за ней.
В метрополитеновском переходе много народа столпилось вкруг и хлопает в ладоши.
Старик играет на гармошке, собака кружится на месте. Девочка поет:
- А я милого узнаю по походке….
Переход. Девочка со стариком подсчитывает заработанные деньги. Старик встает, сажает собаку на поводок.
- До свидания девочка, мне пора!
- А я? - возмущенно кричит девочка. – А как же я?
- Тебя дома ждут…. Пока! – заканчивает старик.
Девочка начинает плакать, приговаривая:
- Меня дома обижают и бьют… Я никому не нужна… Я …. Ты тоже меня не любишь…все вы одинаковые….
Собака начинает скулить, трется возле девочки.
- Ну не плачь, не плачь… Пошли…
Они идут по тихой улице освещенной одним фонарем. По боками стоят маленькие двухэтажные дома.
Подходят к подъезду. Девочка открывает дверь. Заходит, и выходи обратно…
- Нет, дед, туда не пойдем. Там плохо пахнет. – Проговаривает она.
Дед улыбается ей и заходит в подъезд. Собака, скуля, смотрит на девочку.
- Ну ладно… - проговаривает она, машет рукой, зажимает нос и вбегает в подъезд.
Старик открывает квартиру. Заходит. В коридоре темно, слышится как на кухне кто – то возится с кастрюлями. Девочка неуверенно, по стеночке входит.
Собака села возле выхода.
- Это ты старый? Это тебя привалило! Опять шляешься! Опять собака!!! – раздался женский прокуренный голос, и на обозрение всех в коридор вбежала толстая баба в матроской рубашке и с сигаретой.
Собака демонстративно отвернулась от нее, показывая свой хвост.
- Ну что, старый, сколько принес? – сразу принялась она.
Девочка пошатнулась и нечаянно включила свет.
- Ой, кто это к нам? – сразу изменился голос женщины, и она подошла к девочке. – Давай пройдем, переоденемся. Костюмчик испачкала… - проговорила женщина, трогая кожу.
Девочка отдергивает руку, разворачивается.
- Пошли дед, здесь нам делать нечего.
Они выходят на улицу. Садятся на лавку. Собака сворачивается клубком под ногами.
Девочка достает конфетку на палочке.
- Я теперь певица…. Певица!!! - проговаривает она.
Дед вздыхает.
- Плохо это! – раздраженно отвечает он. – Вот я тоже хотел быть музыкантом, ну и что из этого? Вот завтра мой день рождения… И никто об этом не помнит…Ох….
Девочка кладет свою голову старику на колени, протягивает конфету, и засыпая проговаривает:
- Я певица, певица, певица….
Наступает утро. Старик спит на скамейке, подложив под голову гармонь.
Девочка собирает цветы, поет себе под нос:
- Потому что нельзя, ааа, потому что нельзя…. Потому что нельзя быть на свете прекрасной такой…. (смеется себе под нос).
Подходит к старику.
- Кляч!!! Кля-ааач!!! Кля-ааа-ча!! – кричит она, задорно смеясь.
Дед резко вскакивает, оглядывается….
- С днем рождения тебя дед!!!! – проговаривает она, смеясь.
В подземном переходе опять толпа окружает девочку, старика и собаку.
Сквозь толпу пробираются милиционеры и девушка в короткой юбке.
- Вот она! – кричит девушка, указывая на девочку.
Милиционеры подбегают к старику, одевают наручники. Собака пытается защитить деда. Ее бьют дубинкой.
- Не трогайте деда!!! Рыжуха! – в панике кричит девочка.
Девушка тянет к ней руки. Девочка разворачивается и бежит прямо по переходу.
Выходит на улицу. Приговаривая:
- Ненавижу ее, ненавижу!!! – с яростью ударяет ножкой по телефонному столбу.
- И как это называется? – слышится мужской голос.
Девочка разворачивается и бросается на руки к мужчине.
- Папа, я люблю деда, люблю!!!! Возьмем его… к себе…. – плачет она.
- Ну, пойдем, посмотрим на твоего деда… Пойдем…
Они спустились вниз. Старик сидит на табуретке, скованными руками гладит собаку.
Девушка разговаривает с милиционером.
- Освободите его! – твердым голосом проговаривает мужчина, жестом указывая на старика.
Девочка прыгает к нему на колени. Начинает целовать его в щеки.
- Деда мой… Кляченька ненаглядная…. – шепчет она.
Милиция уходит.
- Ну что, дед, попался? – спрашивает мужчина. – Свела нас судьба еще раз… да….
Девочка гладит старику бороду.
- Хороший мой…. Мягкий… - проговаривает она.
- Ну и семейка…. Отец музыкант… Дочь певица… Ох…. – вздыхает мужчина подмигивая девушке…
Мужчина берет на руки дочь, девушку за руку и они идут прямо по коридору.
- Ну, пойдем… - разворачиваясь, говорит мужчина. – Пойдем, отец с нами…
Дед отворачивается, берет гармонь. Играет.
Мужчина махает в его сторону рукой…
- Как нашли, так и потеряли… - проговаривает он, и они идут по переходу. Собака неуверенно следует за ними.
- Печальный парень с серыми глазами из саксофона выдувает грусть. О чем грустит, отгадайте сами…. – слышится пение старика.
Тут оно резко прерывается. И что – то падает.
Собака разворачивается, бежит обратно. Девочка вырывается и следует за ней….
Толпа народа окружила старика. Гармонь валяется на полу. Глаза открыты и смотрят вверх.
“Найти и потерять”
Сентябрьский вечер. Юго - Восточный район Москвы. Дворик. Кричат дети, отнимая друг у друга игрушки, бабушки сидят на лавочках, что-то громко обсуждая. Мужики играют в домино, выкрикивая время от времени: - «Рыба». Молодые люди пытаются завести мотоцикл.
Окна дома. За каждым окном свой сюжет. На пятом этаже в окне проглядывается силуэт пожилого человека, который, облокачиваясь на палочку, перебирается по квартире. Чуть повыше, на восьмом этаже, гремит музыка, кричат: горько!
Во двор заходит высокий, светловолосый молодой человек, одетый в кожаный пиджак, он оглядывает обстановку, садиться на свободную скамейку.
Из подъезда выходит темноволосая девушка в длинном пальто, корчит рожицу старушкам, поправляет волосы, оглядывается по сторонам, гордо вскидывает голову, идет прямо по дороге. Молодой человек заинтересовано смотрит в ее сторону. Следом за девушкой выбегает женщина в ярко розовом халате, лет сорока.
- Иди обратно! - кричит она вслед девушке. Та оборачивается на секунду, смотрит на женщину явно недоброжелательным взглядом, разворачивается обратно, прибавляет скорость и скрывается за гаражами.
Молодой человек встает со скамейки и идет за ней.
Девушка останавливается, с опаской оглядывается, достаёт сигарету, закуривает, идет дальше.
Молодой человек повторяет ее действия и идет за ней.
Поднялся ветер, попадали листья, пошел дождь. А она все идет вперед, поправляя на ходу волосы. Садится на мокрую скамейку, выкидывает сигарету. Ветер тормошит ее волосы. Девушка тихо всхлипывает, появляются слезы.
Молодой человек садится рядом. Озабоченным взглядом смотрит на нее, выкидывает сигарету, достает из кармана мохнатый персик и протягивает его девушке.
Девушка поднимает голову, улыбается парню, берет персик, откусывает его до косточки.
- Люда. – Говорит она.
- Сережа. – Отвечает он.
Они молча встают, идут по улице.
Дождь заканчивается, появляется солнце.
- Почему плакала? – задает вопрос молодой человек.
- Я нашла бездомного котенка, он такой рыжий, милый, мама не разрешает взять.
Парень понимающе кивает.
Они долго бродят по улицам. Настал вечер, парень провожает девушку.
- Счастливо, не скучай. Попробую помочь с котенком. Я позвоню. – Говорит он, берет руку девушки, целует, раскланивается и, улыбаясь, удаляется.
Девушка смотрит ему вслед, провожает взглядом.
Сентябрьский вечер. Юго - Восточный район Москвы. Тот же дворик. Кричат люди, работают экскаваторы, разгребая развалины дома.
Во двор заходит молодой человек, осматривается кругом, садиться на скамейку. Глаза его грустны. Он достает пачку сигарет, закуривает одну.
На колени запрыгивает маленький рыжий котенок. Молодой человек закрывает на мгновение глаза, вспоминает слова девушки, проводит рукой по своему лицу, берет котенка на руки, встает, уходит…
Ночь. Дорога. Горит фонарь, подмигивает. Шоссе, с обеих сторон лес.
Подъезжает машина, из нее выходит девица лет двадцати пяти. На ней короткая мини юбка, прозрачная кофточка с глубоким декольте и босоножки на высоком каблуке.
Из машины высовывается рука и ударяет ей по заднице. Машина с визгом уезжает.
Девица идет шатаясь. Останавливается возле фонаря, опираясь о него, снимает босоножки.
Оступается, падает на бок. Сворачивается клубком, вытирает выступившие слезы.
Проезжает машина, подмигивает фарами.
Девица садится, подпирает голову руками. Машина тормозит, дает задний ход.
Девица встает, надевает босоножки, заглаживает волосы, отряхивается и идет к машине.
Наклоняется к стеклу. Отходит, кружится на одном месте, трогает свое тело. Дверь открывается, она садится. Машина уезжает.
Девица идет по обочине возле шоссе. Сворачивает на лесную тропинку. Поют птицы, стрекочут кузнечики.
Пройдя лес, она выходит на поляну. Вдали виднеются огоньки деревенских домов. Собирая цветы, она доходит до них.
Открывает калитку, за который двухэтажный дом с погашенными окнами. Навстречу с лаем выбегает собака.
Девица молча проходит мимо нее, прижимая к груди цветы. Собака, скуля, залезает в конуру.
Заходит на террасу, ставит букет в трехлитровую банку с водой и проходит в дом. Включает свет в комнате. По центру комнаты стоит большой стол, покрытый белоснежной скатертью. Она уставлена трехлитровыми банками с цветами. Девица ставит новую банку рядом, оглядывается. Около двери стоит коробка с кошкой и котятами. Девица кормит их.
Открывает дверь в другую комнату, заглядывает туда. На пружинной кровати, скинув на пол одеяло, спит старуха, постоянно кашляя и ворочаясь. Возле кровати стоят костыли и утка.
Девица подходит к люльке, висящей ближе к окну. Берет ребенка на руки. Целует в нос, гладит и кладет обратно.
На стене, освещенная светом уличного фонаря видна большая фотография мужчины в военной форме. На фотографии черная лента.
Девица смотрит в зеркало, висящее рядом. Видит свое ярко накрашенное лицо, глаза наполняются слезами. Она быстро начинает растирать по лицу макияж, ударяет в отражение….
Отворачивается, прислоняется к стене, опускается на пол, закрывает лицо руками и тихонько всхлипывает...
Офис. Большой черный шкаф – купе заваленный дисками, журналами, бумагой. Пять компьютеров. Слышится кликанье мышки, удары по клавиатуре. Играет спокойная музыка. Принтер выкидывает листки бумаги с яркими изображениями.
Самый неаккуратный стол. На нем стоит запыленный грязный процессорный блок, пятнадцати дюймовый монитор, около него лежит пачка глицина. Клавиатура завалена бумагами. Идет перезагрузка компьютера.
- Я больше так не могу! – Возмущенным голосом кричит Женя, стоя над разобранным стулом. - Не могу! Вечно так! – Поправляет белокурые волосы перепачканными руками.
- А ты его об угол, об угол! – не поворачиваясь, говорит Игорь, смеясь. (Его смех напоминает смех Батхита из мультика.)
- Смешно, да? Я работаю больше, чем ты, а мне не то, что компьютер, но даже стул нормальный поставить не могут! Считают, меня девочкой, пользуются этим. – Говорит она, кладя под язык таблетку глицина.
- Что ты весь день сегодня возмущаешься, не с той ноги, что ли встала? – поворачиваясь к ней, спрашивает Игорь.
- Я давно прошу стул, на меня смотрят, слушают и лишь обещают! Ненавижу!!!! – восклицает Женя, ударяя по столу. Бумажки разлетаются в разные стороны.
- Тихо! – кричит Леша, поднимая трубку телефона.
- Тихо, тихо…. – бормочет Женя, выходит из офиса. Она идет по длинному коридору.
- Привет, Женечка! – говорит белокурая женщина, улыбаясь ей. – Я зайду к тебе, поможешь мне? – И не дождавшись ответа, она уходит в другой офис.
Женя идёт в туалетную комнату, моет руки, ополаскивает лицо и смотрит в зеркало. Видит: круглое лицо, курносый нос, заплаканные глаза, маленькие морщины на лбу, старую серую футболку, испачканную ручкой.
- Вот всем от тебя что- то надо, я отказать не могу!!! – вздыхает, вытирает слезы. – Была бы ты красивая, такого бы не было! – говорит она отражению.
&
- Ты – дурочка! Это же ясное дело! Иди на принцип, требуй свое! – говорит Наташа Жене, рассматривая спинку стула и теребя ее то влево, то вправо.
В офис входит высокий симпатичный мужчина в очках, лет сорока, это финансовый директор, с ним заходит незнакомый парень, лет двадцати, в ярко оранжевой футболке. Клиент.
- Это наша верстка! – объявляет директор. – Это Наталья! А это (в сторону Жени) самый молодой, скромный и безотказный сотрудник в нашем агентстве, она Вам все сделает, проходите!
Женя морщит лоб, глядит на Наталью, сжимает кулаки, говорит:
- Нет, я не могу!
Директор округляет глаза, непонимающе смотрит на нее.
- Почему? – заикаясь, спрашивает он.
Женя садится на стул, ставит локти на стол, закрывает глаза, отвечает:
- Первое: у меня плохой компьютер! – Женя видит, как директор непонимающе передергивает плечами.
- Обосную!!! Я что-то делаю, компьютер виснет, ни сохраняя. Мне надоело переделывать. Интернета – нет! Шрифты не совпадают, а стул?
Женя видит полное недоумение директора, тот удивленно моргает.
- Молодой человек! (клиенту) подойдите, ну подойдите! – Женя демонстрирует неисправность спинки стула.
- Скромная, молодая, – тихо говорит Женя. – Была скромная, тихая!
Директор вздыхает, нервно, дергает ручку двери, снимает очки, вытирает их и лоб платком.
Слышится смех Игоря, похожий на смех Батхита.
- Молодец! – поворачиваясь к ней, говорит Леша. – Смело!
Директор уводит удивленного клиента.
Женя садится на стул, громко вздыхает, берет таблетку глицина, кладет ее под язык.
- Это только начало. Всем ясно? – Говорит она.
&
Утро. Офис. В офисе одна Наталья. Слышится женский голос, который напевает:
- А нам все равно! А нам все равно!
В офис входит Женя, одетая в короткий сарафан, на ногах босоножки на больших каблуках. Наталья поворачивается, открывает рот от удивления. Женя кружится, демонстрируя обновку.
- Что случилось? – еле выговаривает Наталья.
- Еще ничего! – кидая сумку на стул, отвечает она, и выходит из кабинета.
Женя заходит в соседний кабинет.
Три стола, компьютер. За одним из столов сидит женщина с короткой стрижкой. Заметив Женю улыбается, разводит руками и показывает большой палец, хваля ее.
Женя улыбается в ответ. Подходит к столу, берет большое серое директорское кресло и на удивленный взгляд женщины, выносит его. Женщина начинает, протирать глаза. Не успевает она протереть их, как в комнату опять входит Женя и вносит свой старенький стул, подмигивает женщине. Женщина встает, затем обратно садится на свое кресло и смотрит на закрывающуюся дверь.
Комната обставлена в ретро стиле: большая кровать из дубового черно-лакокрасочного дерева, люстра с надутым желтым абажуром и белой бахромой снизу, громадные стулья, в том же стиле, что и кровать.
- Биби! – слышится детский голос.
Из под кровати торчит нога в шерстяной голубой рейтузе и зеленом дырявом тапочке.
В комнату в зеленом переднике с желтыми одуванчиками хромая на правую ногу, вбегает толстая бабуля. В руке она держит столовую ложку, от которой идёт пар.
Она нагибается, хватает ногу и тянет ее на себя.
- А! – кричит детский голос.
Из-под кровати вылезает рыжеволосый мальчик, лет семи, с машинкой в руках.
Бабушка хватает мальчика за ухо, шлепает по попе.
- Иван, кто Вам разрешал брать абрикосы? Из чего я варенье буду варить?
Бабушка отпускает ухо и направляется к двери. Мальчик хватается за покрасневшее ушко.
- Ба! – ревет. – Я ни брал, ну ба!!!!!!!
$ $ $
Кухня. На газовой плите стоит зеленый бак, из него валит пар, из крана течет вода, мокрые от пара стеклянные банки, стоят вверх дном на деревянной доске. Ванюша сидит на табуретке, держит свой пальчик во рту, болтает ножкой. Из его голубых глаз льются слезы. Он морщит лобик и смотрит на белый большой таз, заполненный мохнатыми желтыми абрикосами, который стоит на столе.
На кухню вбегает рыжеволосая девушка с веснушчатым лицом, в зеленом коротком сарафане.
За ней, хромая, входит бабушка.
Девушка ехидно улыбается, треплет Ванюше волосы и берет абрикос из тазика.
Бабушка хватает с вешалки полотенце, замахивается на девушку, кричит:
- Ах Вы, лгунья. Свалить все на брата!
Девушка, закрывает руками голову, начала плакать.
- Не буду больше, не буду!
Мальчик вытаскивает пальчик изо рта, берет тазик с абрикосами и со свистом убегает в коридор, смеясь и крича:
- Все съем, все съем! На зло! Все равно уже наказали!
Лера – именинница, хозяйка квартиры.
Дима – муж Леры.
Ксеня, Наталья – подруги Леры, приглашенные на день рождения.
Маша – лучшая подруга Леры.
Антон – муж Маши.
1
Кухня. Старые высветившие и кое-где оборванные обои. На плите, на четырех конфорках что-то варится, от кастрюль валит пар. На календаре обведено в красный кружок пятнадцатое декабря.
Верх холодильника заставлен разными салатницами, тарелками. Около подоконника сидит и курит Ксеня, смотрит на улицу. На улице идет снег. Около плиты мельтешит Лера, подбегая то к холодильнику, то к плите, то к крану.
Из комнаты раздается бой часов. Бьет двенадцать.
Из рук Леры выпадает яйцо, которое она хотела положить в кастрюлю.
Дима. - Чего там опять разбила? – слышится мужской бас из комнаты.
Лера - Двенадцать уже, скоро гости, перенеси стол! (Диме) Убери, пожалуйста! (шепчет Ксене).
Ксеня приносит тряпку, вытирает пол.
На кухню входит мускулистый темноволосый парень низкого роста, это Дима.
Дима. - Растяпа! – в сторону Леры, подходит к холодильнику, достает минералку, делает глоток. Подходит к окну, закуривает сигарету, щурясь на один глаз, наблюдает за действиями Леры.
Лера молчит. Она выдавливает майонез в салат, одновременно мешая ложкой рис в кастрюле.
Ксеня смотрит на Диму, улыбается ему.
Ксеня. - Я хочу с вами поговорить!
Лера. - Потом, потом, Ксюшик, не к спеху.
Ксеня с тряпкой в руке выходит с кухни.
Лера, тихим голосом: - Отнеси стол, Дим. Уже пора!
Дима отворачивается к окну, смотрит на улицу.
Лера, чуть громче: - Ну, ты слышишь?
Дима молчит.
Лера выключает газ из-под риса, выкидывает пустой пакетик от майонеза, поворачивается в сторону Димы.
Лера. - Не порть мне хоть сегодня день рождения! Все было нормально, чего взъелся?
Дима. - Ничего. Думаю я! Полы еще не помыты. А что означала твоя фраза, хотя бы сегодня?
Лера. - Так помой!
Дима выходит с кухню, хлопает за собой дверь.
Лера, сама себе: - Не могу же я все сама делать?
2
Кошки носятся по квартире, сбивая с ног то Ксюшу с Лерой, носящих на стол в комнату еду, то Диму шатающегося из стороны в сторону, бормоча себе что-то под нос. Раздается звонок в дверь, Лера бежит в ванну, срывая со стула платье.
Дверь открывает Ксеня. На пороге рыжеволосая девушка низкого роста. Это Наталья. Лера, облеченная в длинное зеленое платье выходит из ванной.
Наталья: - Привет, привет! С днем рождения тебя!
Дверь не успели закрыть, как друг за другом квартиру стали заполнять гости.
3
Все сидят за длинным столом, накрытым темно-зеленой скатертью в красные клубнички. Все гости сидят тихо, кушают, пьют.
Лера сидит в центре, около нее, по бокам сидит Дима и Наталья.
Наталья (на ухо Лере): - Она здесь есть?
Лера в ответ кивает.
Наталья: - Кто?
Лера кивает в сторону дивана. На диване сидит пара в обнимку: девушка в оранжевой кофте с короткими белыми волосами и парень с двумя сережками в ухе.
Лера: Она – Маша, он - Антон!
Наталья: - Ясно!
Лера (вставая) - Предлагаю тост за своих лучших друзей! – произносит. За тебя Наталья, за тебя Маша и за тебя Ксеня.
4
Ксеня спит, обняв спинку стула, на котором сидит. Наталья сидит на столе, рассматривая подарки. Лера сидит рядом с Машей. Обе молчат.
Маша: - Как дела? (смотря в чашку, с чаем)
Лера: - Хорошо, а у тебя!
Резко открывается входная дверь, забегает Антон, хватает свой рюкзак.
Антон в сторону Маши: Блудная девка!
Маша резко вскакивает и бежит за ним. Лера помешивая ложкой чай, передергивает плечами.
В комнату, шатаясь, входит Дима.
Дима: Прости, что утром испортил праздник! – падает на колени возле нее.
Лера целует его в щеку, гладит его по волосам.
Лера: (улыбаясь) - Ничего страшного.
Дима: - Прости меня за все, прости, я – дурак! Я тебя не стою! –
(В сторону Натальи):
- Отойдем?
С кухни слышатся крики:
- Говори, помнишь или нет? – голос Антона.
- Не помню я ничего, не помню! – рыдающий голос Маши.
Лера берет бутылку вина, наливает в бокал. В комнату возвращается Наталья.
Наталья: - Пойдем, ты меня проводишь!…
5
Кухня в сигаретном дыму. Окно открыто настежь. Антон сидит на подоконнике, закинув одну ногу на улицу, возле него, на коленях стоит Маша, целуя ему руку. Дима сидит на полу, пьет пиво.
Маша: - Прости меня, прости! Я ничего не помню!
Антон: - Значит, ты не помнишь, как мне изменяла? – вырывает у нее руку, – Изменить с мужем подруги!!! Ба!!!!!!! Целых год скрывать! (Антон смеется, по лицу текут слезы, он хлопает в ладоши) – Браво!
Дима встает, ходит по кухне.
Маша: - Он врет! Он врет! Маша. Врет! Придумал!
Антон: - Молчи! Молчи! Я тебя ненавижу!… - (у Антона льются слезы, он отпускает ее, Маша падает на пол)
Дима подходит к Антону, обнимает.
Дима: - Прости ее, меня простил, ее прости! Я весь год мучился, сегодня признался!!! Ей тоже трудно!!!! Маша признайся!
Дима поднимает Машу, трясет ее.
Дима: - Чего ты врешь? Лучше признайся!
Антон закуривает сигарету, отпивает пиво.
Антон: - Если Лера узнает! Такой человечек, такой чистый! А ты блудная, блудная!!! - Да, я плачу. Вы видите в первый и последний раз мои слезы…… Плачу от бессилия, плачу от любви и ненависти!
Маша: - Прости меня!!!! Прости, ну не помню! – (хватает Антона за руку, кричит Маша, целует его руку.)
Наступает тишина. Слышно, как кто-то подходит к двери. Дверь открывается, появляется Ксеня. Все втроем смеются над ее внешним видом: волосы растрепаны, тушь размазана, белая кофта в винных пятнах, ее черные глаза ходят из стороны в сторону, не могут вдвоем сконцентрироваться на каком – ни будь предмете.
Дима: - Явление Христа народу на землю нашу! – сквозь смех говорит Дима.
Ксеня, шатаясь, подходит к холодильнику, открывает его, садится на корточки возле него. Начинает выгребать из него содержимое: салатницы, банки, бутылки. Ребята передергивают плечами, смех прекращается. Ксеня встает, шатаясь, выходит с кухни.
Ксеня: - Ничего смешного! Особенно для тебя, Дим.
Ребята переглядываются.
Дима: - Странная она, мышка серая. Всегда молчит, чего она напилась?
Антон сжимает в кулаке пачку сигарет, смотрит в глаза Маше.
Маша: - Этого не было, Дима, зачем ты врешь? Зачем? Дима закуривает сигарету, вздыхает. (Маша ходит по кухне, размахивает руками)
Дима: - Главное, чтобы ни о чем Лерочка не узнала! Она не заслуживает этого!
Маша толкает Диму к стенке, хватает за ворот рубашки:
Маша: - Врешь, ведь не было. Я помню. Ладно, помню,… помню, целовала тебя, но больше ничего не было! Не было!
Антон: - Та....аак! – (Антон плюет в окно, стучит кулаком по подоконнику.)
Маша: - Где она? Она пошла, провожать Наталью, скоро придут.
Слышится, как хлопает дверь, на кухню входит Лера, на ней пальто, волосы распущены. Все улыбаются ей, Дима уступает ей место.
Лера: - Я прочту маленький рассказик! - садится на стул. Достает из кармана листочек в клеточку, разворачивает его. Смотрит на ребят, медленно переводя взгляд с одного лица на другое.
Дима отводит глаза в другую сторону, левый глаз предательски моргает. Он садится на пол возле батареи.
Маша обтирает слезы, морщит лоб, губы дрожат, языком слизывает слезы, текущие из глаз, она то поднимает глаза на Леру, то опускает.
Антон выдыхает дым изо рта, руками теребит этикетку на пивной бутылке.
Лера: - Так, я читаю! – Лера опускает глаза на листок. Руки ее дрожат, по щеке катится слеза. -
« Календарь показывает пятнадцатое декабря. Сегодня мой день рождения. Придут самые близкие (самые близкие) друзья и подруги (подруги). Наконец-то! Я так ждала этого единственного дня, когда мы с Димой не будем ссориться. Все утро меня тошнило, и я боялась залечь на весь день. Но сила радости переборола меня, и гости все-таки приехали.
Маша, на мое удивление, приехала без Антона. В общем, собралось сомнительное общество. Как-то странно получилось: одни ребята…
Я сидела на кухне одна, слушала музыку. Дима курил на лестнице, ребята уже уехали. Я решила присоединиться к нему. Выхожу на площадку лифтов. Никого нет. Тускло, подмигивая, горит лампочка, за темным окном переливаясь в свете фонаря, большими хлопьями валит снег. Не знаю почему, у меня полились слезы, какая – то сила заставила меня открыть эвакуационную дверь и выйти на лестничную клетку. Мороз окутал меня с головы до ног, я передернула плечами. Вдохнула свежий воздух. Стала подниматься по лестнице вверх…
Лера прекращает читать, поднимает глаза на слушателей. Маша сидит на полу, облокотившись на стол, смотрит на таракана ползущего по стене.
Дима курит, смотрит в пол. Антон смотрит Лере в глаза, не моргая.
Антон: - Продолжай! Интересно слушать правду! (Маша поворачивается в его сторону, потом резко прячет голову в коленях, закрывает голову руками.)
Антон: - Читай, же, читай! Я хочу знать правду!
В этот момент на кухню входит Ксеня. Она подходит к холодильнику, садится напротив него, смотрит в пол.
Дима стоит возле стены и бьется об нее головой.
Лера (шепотом): - Читаю. - (Все ее лицо мокрое от слез, грязное от косметики).
- Я разглядела мужчину, это был Дима…. – она запинается, роняет листок, закрывает лицо руками, и продолжает плакать.
Дима падает на колени перед ней, выхватывает руки Леры, целует:
Дима: - Прости, прости, прости! Я – собака! Я … идиот!
Маша (Антону): - Это была ни я! Ни я! – (пытается обнять Антона.)– Ни я! Я не могу такое забыть!
Лера отталкивает от себя Диму.
Лера: - А кто? Кто был?
Ксюша: - Хватит, хватит, хватит! Хватит!
Все замолкают.
Ксюша подползает на коленях к Лере, обнимает ее за ноги, целует их.
Ксюша: - Это была я! Я!
Маша: - У! – (Маша медленно, сползает по стенке на пол, закатив глаза.)
Дима: - Не может быть! Я был пьян, но не на столько, чтобы не помнить.
Скрипит дверь, входит рыжий кот, подходит к Лере, трется о ее ноги.
Ксюша: - Вы меня не пригласили! Я все равно приехала. Зашла в квартиру, увидела тебя, Лера, сидящую возле окна, развернулась, пошла обратно на лестницу. Вышла на эвакуационную лестницу, увидела, как Маша целуется с Димой. (Ксюша встает, ходит по кухне, курит). – Потом ты Маша, оттолкнула его, и побежала вверх по лестнице. Дима пошел за тобой.
Лера: - Даааааа! – берет на руки кота.
Ксюша: - Я продолжу?
Дима кивает.
Ксюша: - Значит так, я пошла за вами. Поднимаюсь по ступенькам, и если вы помните, света там не было. Дима оступился и упал возле меня. «– Вот, ты где!»- сказал он. Стал меня целовать…. Ну а дальше, вы сами знаете.
Тишина. Слышится, как где-то течет вода, слышится мурлыканье кота.
Антон обнимает Машу.
Антон: - Прости меня, что не верил, - (шепчет Маше на ухо) – Лера, как ты с этим жила, как?
Дима целует руки Леры, смотрит на ее лицо.
Лера: - Я давно простила тебя Дима. Простила, потому что люблю. Простила тебя Маша, потому что, потому что, тоже люблю. Мне больно говорить это. (Лера тянется к пачке сигарет, Дима берет их первым. Прикуривает одну, дает ей.)
- Ксюша, подруга. Я не хочу тебя видеть…. –
Ксюша: - Я уйду! Клоуны вы все!!! А ты Дима!.. – (По Ксениному лицу текут слезы.) – Я же люблю тебя. – (Она выходит из комнаты, хлопает дверью)
Лера (кричит): - Я ни то имела в виду…. Мне нужно все обдумать, не уходи!
6
На кровати спят Дима и Лера. Звонит телефон, Лера вскакивает, поднимает трубку.
- Лерочка, милая! – слышится рыдающий голос из трубки. (Дима поднимается над кроватью, кивает Лере)
- Мама Ксюши! – шепчет она в ответ.
- Лерочка, Лера! Ксюши больше нет….
«КАРТА ДАМЫ ПИК»
За черным железным забором большое белое здание, возле которого торчат сухие прутья кустов, обсыпанные снегом.
Окно, занавешенное высветившимися темно - красными занавесками, и яркое зимнее солнце, которое пытается просочиться сквозь них в тёмную комнату. Около окна стоит огромный деревянный стол, заваленный книжками и разнообразной макулатурой.
Три пружинные железные кровати, накрытые темно-красными покрывалами. Две кровати стоят друг против друга, а третья возле входной двери, на ней сидит молодой кудрявый парень и седобородый старик. Парень держит в руках игральные карты и пристально смотрит на старичка, который, облокотившись на палку, поднимает даму пик с полу.
- Это самая коварная женщина в колоде! - подняв карту, говорит старик. - Она решает за весь мир, она убивает людей, ссорит их и из-за нее мы попали сюда.
Парень смеется и кладет на нее пикового короля.
- Дедуль! Тебе кажется, что во всех твоих грехах виновата только она? - спрашивает парень.
- Конечно! Меня так любила моя внучка, ты даже себе не представляешь! - вздыхая, отвечает старик, и смахивает слезу со щеки. - А теперь я в сумасшедшем доме. Да, я стал дураком из-за нее. И тебя родители бросили, тоже из-за нее.
Парень встает с кровати, подходит к окну, резким движением отдергивает занавески, и солнце в миг освещает темную комнату.
- Закрой обратно! - кричит старик, закрывая свое лицо руками, его палка падает на пол. - Я не хочу видеть солнце!
- Смотри же, старый! Жизнь есть еще и там!!! - криком на крик отвечает парень. - Она тебя не любила, добилась квартиры и все!
- Молчи же, молчи! - отвечает старик, рукой держась за сердце. - Жестокий ты. Принеси мне воды!
Парень выбегает из комнаты со стаканом в руке. Старик подходит к окну и, щурясь, смотрит на белый снег.
- Ничего он не понимает, молодой еще! - вздыхая, говорит старик, отворачивается от окна, садится на стул, открывает ящик стола, достает пол литровую бутылку водки, отвинчивает пробку и в один глоток выпивает ее содержимое.
Парень вбегает в комнату, держа в руках стакан с водой. Старик сидит за столом, его голова висит над грудью.
- Старик, что с тобой? Опять напился?! - тряся его, кричит парень. - Дыши же, дыши!!!
Парень падает на кровать, ногами барабанит стенку и орет громко, пронзительно:
- Помогите! Надоело! Уберите! Живи старый!
В комнату вбегают двое санитаров, в белых халатах. Один кидается к старику, а второй к парню. Парня связывают и уносят из комнаты на носилках.
&
Старик лежит на кровати, его глаза смотрят на потолок, его губы отражают улыбку. Рядом сидит парнишка и держит старика за правую руку.
- Я умру! Умру! Как я счастлив! - говорит старик. - Обещай посадить мою рассаду. В шкафчике стола адрес моей внучки, передай ей, что я ее люблю и прощаю. Обещай. - Шепотом произносит старик, закрывает глаза, а левой рукой сжимает карту дамы пик.
- Обещаю. - Отвечает парень, выхватывает свою руку у старика, выбегает из комнаты.
&
Парень сидит за столом, смотрит в окно. На столе стоят красные, желтые, зеленые упаковки от йогуртов, они заполнены землей и в серединке каждой упаковки проклевывается зеленый расточек.
- Бежать от сюда, куда глаза глядят! - вслух произносит парень. - Но куда они глядят?
Резким движением парень открывает ящик стола и достает пожелтевший конверт, бережно открывает его. Содержимое конверта: фотография внучки старика, которую он часто показывал парню, свернутый листочек в клетку, на котором написан адрес внучки, две бумажки по сто рублей завернутые в листок бумаги.
Парень разворачивает листок и читает:
- Выполни свое обещание.
&
Полупустой вагон поезда. На третьем ряду слева сидит молодой кудрявый парень и смотрит в окно. В руках он держит тряпичную сумку темно - красного цвета. В вагон входит бритый мужчина в тулупе, коренастого телосложения, на его правом локте завязана красная повязка с надписью контролер.
- Приготовьте билеты!
Парень резко вскакивает и бежит в тамбур. За окном темень, большая белая луна преследует поезд, не на секунду не останавливаясь и не задерживаясь. Парень вешает себе на локоть сумку, резким движением раскрывает входные двери поезда и кидает сумку.
Из сумки вылетают и разлетаются в разные стороны упаковки от йогурта. Глаза парня не моргают, он не дышит, руки жадно впиваются в поручень тамбура, нога соскальзывает с площадки, руки разжимаются, он закрывает глаза и выпрыгивает из поезда. Из кармана парня вылетает колода карт.
- Ребята, труп! - завизжал Анечка, тыкая своим пальчиком в посиневший труп молодого кудрявого человека. Глаза трупа полуоткрыты, на губах застыла улыбка, его замерзшая посиневшая рука сжимает карту дамы пик.
Деревенская комната. Два окна, занавески. Три кровати, накрытый стол. По середине висит ширма. За столом сидит Леночка в пышном розовом платьишке. Надежда полная женщина лет 25, бегает туда сюда: за ширму и в комнату. За ширмой стоит кровать. На кровати под белым одеялом лежит старушка, ее белое, как одеяло морщинистое лицо, глубоко вдавленные глаза. Она смотрит на потолок, на губах улыбка.
- Мам, а папа сегодня приедет??? Ну, чего ты молчишь, чего молчишь? – говорит Леночка.
В комнату входит дядя Миша.
- Мама, гости! – завизжала Леночка, прыгая на одной ножке и хлопая в ладоши.
- Ох, дядя Миша! – тихо произносит женщина, выйдя из-за ширмы, целует его. – Совсем бабушке плохо, боюсь, умрет. Ни ест, ни встает, даже не говорит.
Дядя Миша обнимает Надежду.
- Ничего, все будет хорошо!
Дядя Миша обращает внимание на Леночку, стоящую возле ширмы, держа во рту пальчик.
- Леночка с днем рождения, тебя! – говорит дядя Миша, целуя ее.
В комнату входит Зинаида Александровна, в руках держит большие пакеты, под мышкой арбуз.
- Мама! – Надежда подходит к Зинаиде Александровне, берет сумки из рук, ставит их на пол, обнимает ее.
- Мама! – повторяет Надежда. – Бабушке совсем плохо!
Зинаида Александровна отталкивает Надежду, подходит к Леночке и дает ей петушка на палочке, гладит по голове.
- Отмучается! Отмучается от своих грехов! – говорит Зинаида Александровна. – Говоришь, совсем плохо?
Зинаида Александровна отдергивает ширму, ставит руки в боки, говорит бабушке:
- Ты что, старая? Когда решила умирать? В день рождение правнучки? Подожди до завтра!
Надежда задергивает ширму.
- Ты что такое говоришь, как ты можешь? – шепчет Надежда.
Дядя Миша сидит с Леночкой на диване, рассматривает большую куклу в сиреневом платье.
Зинаида Александровна передергивает плечами.
- Наденька успокойся, гроб можно купить сегодня! Я побегу к кладбищу!
- Что? – восклицает Надежда.
- Ну, завтра не до этого будет! – отвечает Зинаида Александровна и выходит из комнаты.
- Совсем женщина помешалась. Как твой отец ушел. – Произносит дядя Миша. – Из ума выжила. И за что я всю жизнь люблю ее?
- Что? – спрашивает Надежда. – Вы что? Боже мой…
Дядя Миша садится на диван к Леночке, не отвечает на вопрос.
Бабушка лежит, смотрит на фотографию молодого мужчины, висящую на стене. На фотографии молодой мужчина в военной форме.
По лицу бабушки катится слеза.
- За что она так ее не любит? – произносит Надежда. – Прямо ждет ее смерти.
- Ой, Наденька, от, куда же мне знать! – отвечает дядя Миша.
За окном слышится кукареканье, мотор машины.
Надежда отдергивает занавеску, через яблоневые деревья и забор виден грузовик.
В комнату вбегает Зинаида Александровна, отдергивает ширму.
- Красный, синий? - кричит она бабушке. Бабушка смотрит на потолок. – А может тебе золотой, а?
Надежда вскакивает с кровати, отталкивает Зинаиду Александровну, задергивает ширму.
- Ты что? Не трогай бабушку! – кричит Надежда.
- Может, ей золотой гроб нужен! – восклицает Зинаида Александровна.
Надежда дает маме пощечину Зинаида Александровна отвечает ей тем же.
- Девушки, девушки! – подбегая, кричит дядя Миша. – Девушки, не ссорьтесь! (Леночка сидит на диване, плачет)
- Так ты ее все время защищаешь, а за что? За что, я тебя спрашиваю? – Зинаида Александровна садится на стул, закуривает. – Леночка, не плачь, мы с мамой играем так! Иди, погуляй!
Леночка с куклой в руках убегает из комнаты.
- Так ведь из-за этой бабки меня твой отец бросил. Свекровь называется. Он встретил другую, а она ему: иди, иди. Счастлив будешь.
Все замолкают. С улицы слышится, как Леночка читает стихи:
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу, уронили мишку на пол.
В комнату входит два мужика, неся красный гроб с желтым крестом.
- Хозяйка, куда ставить? – говорит один.
- В сенях оставьте. – Отвечает Зинаида Александровна. Мужики выходят из комнаты, унося гроб.
Надежда перекрещивается, переглядывается с дядей Мишей.
- Наденька! – слышится из-за ширмы.
Надежда бежит за ширму. Бабушка сидит на кровати, держит в руках золотой медальон.
- Возьми, это тебе! Он принесет тебе счастья! – произносит бабушка.
Надежда садится рядом с ней, обнимает ее, целует ее морщинистое лицо, плачет.
- Бабушка, неужели это правда? Я не могу в это поверить!
Бабушка гладит Надежду по волосам, по лицу катиться слезы.
- Правда. А ты, как думаешь, почему твой Сережа ушел от тебя?
Надежда встает, облокачивается о стенку, смотрит в глаза бабушке.
- Он другую встретил. – Вздыхая, говорит Надежда. – Бабушка, не вороти прошлое.
- Так знай! Твоя мать выгнала его из-за того, что он не работал, у него никого не было!!!!
- О, боже! – вырывается у Надежды, она закрывает лицо руками.
Зинаида Александровна заходит к ним, садится на кровать.
- Что ты наделала? – шепотом говорит Зинаида Александровна. – Зачем?
- Ты испортила мне жизнь, мне и Леночке! – вырывается у Надежды. – Вот тут жжет, жжет, тяжело дышать. – Надежда надавливает на грудную клетку.
Вбегает Леночка.
- Папа приехал, папа! – визжит она. – Насовсем, с чемоданом.
Надежда подбегает к зеркалу, поправляет волосы, выбегает на улицу, сбивая кур едящих из кормушек. Около калитки стоит высокий худощавый мужчина с бородой в черном костюме, в руках он держит букет цветов. За Надеждой выбегает Зинаида Александровна.
- Зинаида Александровна нашел работу, встал на очередь, на квартиру в Москве, теперь, я устраиваю Вас, как зять?
Зинаида Александровна стоит возле двери, держится за сердце.
- Конечно, конечно, Сереженька, простите меня… - говорит она, держась за сердце.
Бабушка с Зинаидой Александровной сидят в комнате, пьют чай, играют в карты.
- Как хорошо иногда раскрывать карты! – произносит бабушка, выкладывая их.
- Это верно! – отвечает дядя Миша, сидя на кровати, штопая носки….
Темнота. Журчит вода. Гудят трубы.
Две маленькие желтые точки, отражают свет, они то появляются, то исчезают в разных местах. Это глаза.
- Они меня ненавидят! – думает обладатель глаз. - Я никому не нужна. Мне страшно. Темно! Почему люди говорят, что я вижу в темноте?
Глаза на мгновение закрываются, становиться еще темнее.
- Я старая, она молодая! - опять думает обладатель желтых глаз. - Исцарапать бы ее. Чего ее так любят?
Глазам слышатся женский смех, басистый мужской голос, напивающий что-то под гитару.
На кухне за большим круглым столом сидит темноволосый мужчина. Длинноволосая девушка сидит рядом с ним, ее голова лежит у мужчины на коленях. Около кресла лежит маленький серый котенок, играя с бантиком, привязанным к нитке, которую держит в руках девушка.
- Слышишь мяуканье? - откладывая гитару в сторону, и целуя девушку в губы, говорит мужчина. – Иди, посмотри, где малышка!
- Им весело! А мне одиноко и страшно! – возмущённым голосом говорит обладатель желтых глаз. – Распелись там!
Глаза закрываются, опять становится темно.
- Где моя кисонька? Где красавица? Мурлыка! – слышится женский голос за дверью. – Где же ты? Малышка!
- Зовут эту малявку! – подумали глаза. – Девушка раньше любила меня! – закричал обладатель желтых глаз. – Я лучше! Лучше! Я пушистая! Выпустите меня! – ударяясь о дверь и громко крича, продолжает, возмущаться обладатель желтых глаз.
Открывается дверь, помещение освещается. Помещение оказывается туалетом. Около порога сидит серая пушистая кошка, громко мяукая. Девушка заходит в помещение и берет ее на руки.
- Что ты? Малышка, кто же тебя тут запер? Любимая моя! – говорит девушка кошке.
«Кто? Кто? Ваша малявка, наверное» - думает кошка, отираясь своей мордой об шею девушки.
Кошка спрыгивает с рук, вбегает на кухню, котенок, который играл в бантик, шипя, встает на дыбы.
- Уйди, толстуха! Твое место там, где ты была только что! Я злой котенок, я тебя загрызу! - шипит котенок, прыгая на нее боком.
Кошка медленно проходит около него, игнорируя его порицания.
- Чего молчишь? – шипит котенок, выпрямляясь во весь рост.
- А что на тебе внимание обращать?– Запрыгивая на кресло, отвечает кошка, и, не смотря на него, облизывает свою заднею лапу.
Гордо подняв голову, котенок шагает к двери. Кошка, опускает лапу и смотрит ему вослед.
- Хозяйка все-таки меня любит! Меня! – ложась на кресло, думает кошка и закрывает свои желтые глаза.
Коридор. Старые обои в клетку бежево- коричневого цвета. В люстре с пятью флаконами тускло горит одна лампочка. Тумбочка завалена многочисленными шапками, меховыми, шерстяными. Напротив тумбочки висит календарь с зимним пейзажем.
Девочка лет десяти на вид, одетая в синие длинное платье с желтыми розочками, натягивает красный капор, надув губки, смотрит в большое зеркало, стоящие на тумбочке.
- Нет, я в ней не пойду! – кричит девочка.
Мимо нее проходит мама, Надежда Петровна, игнорируя крик дочери. Девочка снимает капор и кидает его на пол.
- Не пойду! – кричит опять она, топнув ногой. На ноге потертые кожаные ботинки с разными шнурками. Девочка замечает их, опять кричит:
- И в ботинках этих тоже не пойду!
Мама проходит в другую сторону, закрывает за собой дверь в комнату.
Девочка снимает ботинки, морщит лицо и кидает вдогонку маме. Ботинки ударяются о дверь и падают.
- Десять минут девятого, пора! – слышится в ответ голос мамы.
Девочка садится на тумбочку, кладет ногу на ногу, ставит локоть на коленку и подпирает рукой подбородок.
- Никуда я не пойду! Мне нечего надеть! – кричит она в сторону комнаты. – Не пойду, не пойду! – зажав губы зубами, продолжает она и кидает шапки на пол и топчет их ножкой.
Из комнаты выходит Надежда Петровна. На ней сиреневое зиме - сезонное пальто, с белым меховым воротником. На голове повязана зеленая косынка.
- Кира, что случилось с тобой? – (мама обнимает дочку) – В том году, ты любила этот капор. Не в одежде же счастье! - ( Мама поднимает капор с полу, отряхивает).- Что случилось, ну? Не из-за него же ты плачешь?
Уткнувшись своим лицом в плечо мамы, Кира начинает плакать.
- Мам, давай, я заболею? – сквозь слезы, говорит Кира, сморкаясь в высветившийся платок, который она достала из кармана платья.
Мама резко поднимается, подходит к вешалке, снимает пихору коричневого цвета, подходит к Кире.
- Одевай! – грубо произносит она. – И быстро в школу! Девочка поднимает глаза на маму. Лицо мамы: морщинки, круги под глазами, сухие обкусанные губы. Около корней видна начинающая седина.
Ни говоря больше ничего, девочка быстро одевается и уходит.
$$
Длинный школьный коридор. Затемненный угол около трех классов. Гурьба ребят лет десяти – девяти на вид кидается серым старым портфелем.
Кира зажалась в уголке между дверьми кабинета литературы и французского языка. На ее глазах слезы.
Около нее стоят две девочки ее возраста. На обеих черные туфли с бантиками на широкой подошве и черные юбочки в складочку. Они переговариваются между собой и смеются, Кира бросает на них испуганный взгляд.
- Ань, посмотри на ее розочки! – говорит одна их них. (На ней ярко оранжевая кофточка, обегающая только- только развивающуюся грудь.)
-Катюш, а чего она молчит? – отвечает девушка в белоснежной кофте с брошкой с цветами. – Ты чего, немая?
Девушка в белой кофточке тянет Киру за пояс.
- Да она бомж! - отвечает Катя за Киру, и девчонки еще громче смеются.
Кира вытирает слезы, хватает Катю за волосы.
- Пусти! – вырываясь, кричит Катя.
(Аня отходит в сторону и смеется.)
$ $ $
Школьный кабинет. За партами сидит Надежда Петровна, женщина в норковой шубе, учительница в зеленом костюме.
- Да какое право имела твоя дочь, портить моей Катеньке прическу? - Возмущается женщина в норковой шубе, размахивая руками демонстратируя золотые кольца и браслеты. Ее лицо белое от пудры.
- За дело значит! Моя Кира всегда делает правильно! – дрогнувшим голосом проговаривает Надежда Петровна, теребя посиневшими от холода пальцами тетрадку. – Я с Вами, на ты не переходила!
- Что? – брови женщины поползли вверх – Да ты кто такая, чтобы мне такое говорить? Облезлая курица!
Надежда Петровна промолчала, рассматривая свои руки.
Женщина в норковой шубе, улыбается учительнице, накидывает сумку, идет к входной двери, разворачивается, произносит:
- Если еще раз, твоя дочь дотронется до моей, то она больше не будет здесь учиться!
Учительница, которая все это время наблюдала за всем, резко встала.
- Подождите Виктория Александровна! Я с Вами хотела поговорить! Сядьте, пожалуйста! – проговорила учительница, теребя в руках шариковую ручку.
Учительница ходит от окна к входной двери, размахивает руками и говорит:
- Я уже с начала года хотела Вам сказать, мне не нравится поведение Вашей дочери! Она летает в облаках, красится. Где же это видано, в шестой класс с накрашенными глазами ходить?
Женщина в норковой шубе пытается что – то вставить в разговор:
- Что такого?
Учительница ее перебивает, продолжает:
- Плохо учится, хвастается новой одеждой, как так можно? Обижает Киру, не все в состоянии модно одеваться. Объясните! Вы должны повлиять! – неуверенным голосом закончила она, оглядев женщину с ног до головы.
- Господи, куда я попала, одни монашки собрались! – писклявым голосом произносит женщина, рассматривая себя в карманное зеркало. – Да я теперь сама не пущу сюда мою дочь!
Надежда Петровна поднимает голову, вздыхает, крестится.
- Ну, я пойду, меня дома ждут! – тихо произносит она и выходит из кабинета. Проходит по длинному коридору, доходит до холла, садится на банкетку. Достает из сумки валокордин, развязывает прозрачный пакетик с кусками сахара, достает один кусочек, капает валокордин, ест, держась за сердце.
$$$$
Надежда Петровна стоит около прилавка магазина, рассматривая шапочки.
- Не подскажете, что сейчас модно? – спрашивает она у продавца.
Продавец, улыбаясь, протягивает голубую шапочку с козырьком.
- В этом году, девочки носят вот эту!
- А сколько стоит? – доставая кошелек, спрашивает Надежда Петровна.
- Шестьдесят тысяч. – Ответила продавщица. – Но есть еще расцветки.
Надежда Петровна открывает кошелек, насчитывает семьдесят рублей, шестьдесят протягивает продавщице.
-А дайте мне, пожалуйста, еще вон ту заколку! – говорит она и расстается с последней десяткой.
$$$$$
Надежда Петровна входит в квартиру, включает свет, включается пять лампочек. От удивления она садится на тумбочку. На стене вместо старого висит новый календарь с летним пейзажем.
- Кира! – кричит она. – Где ты, милая?
Надежда Петровна снимает пальто, вешает его на вешалку.
Открывает дверь в комнату. Видит: накрытый стол: фрукты, красная рыба, букет гвоздик в вазе. Кира сидит за столом, на ее лице улыбка. Мама садится на стул.
- От куда все это? – заикаясь, спрашивает она. – От куда? - (хватается за сердце.)
Кира подбегает к ней, падает на колени, хватает мамину руку, обцеловывает ее.
- Мама, не сердись! – лепечет она. – Не сердись! Я копилку свою разбила! И все потратила, тебе цветы купила и вот этот крем.
- Господи, боже. …. Ведь ты ее так долго собирала… - мама встает, падает на колени, прижимает к себе дочь.
- Иди, поставь, чайник! – говорит Надежда Петровна. – Нет, постой. Тебя сильно обижают?
- Никто меня больше не обидит! - твердо сказала Кира, и убежала из комнаты.
- Да, мода, мода, деньги… - проговорила Надежда Петровна сама себе, открывая тюбик с кремом. – Для умолаживания кожи. (Читает надпись на упаковке, вздыхая, смотря на свое отражение.)
Девочка вбегает в комнату в новой голубой шапочке. Она смеется, кружится, чмокает маму, подбегает к зеркалу.
- Ты права мама, я поняла, в чем счастье. Счастье в том, что мы любим другу друга и ничего нам больше не надо. Счастье в этой комнате, в этом столе, в уюте, чистоте! Не траться больше на меня, меня больше не волнует мнение окружающих….